Главная » Каталог статей » Творчество наших учеников » Школьники о войне
Фронтовые письма моего прадеда

1. Почему я выбрала эту тему.

В нашей краеведческой комнате в витрине под стеклом я увидела однажды фронтовые письма, учитель нам рассказал о них. Оказалось, что большую часть этих солдатских треугольников подарила школе моя бабушка Наймушина Татьяна Анатольевна. Письма эти долгие годы хранила её мать, а моя прабабушка, Полянская (Ковалёва) Тамара Гурьевна. Именно ей писал с фронта брат Ковалёв Владимир Гурьевич. Каким он был? Как жили мои родные во время войны? На эти вопросы мне помогли найти ответы фронтовые письма.

2. Опыт работы над темой «Фронтовые письма» в нашей школе и её значение для нашей семьи.

Я прочитала исследовательские работы выпускниц нашей школы Изотовой Ольги и Банниковой Юлии о письмах с фронта. Юля Банникова в своей работе «Фронтовое письмо как источник исторического исследования» сделала обзор всех писем, что хранились в нашем кабинете истории, в том числе читала и анализировала письма моего прадедушки Ковалёва Владимира Гурьевича. Авторы этого исследования беседовали с моей бабушкой, Татьяной Анатольевной. Когда Юля Банникова училась в педагогическом колледже, она снова обратилась к этой теме, и преподаватель истории представил её доклад на областной конкурс. Работа была опубликована в Интернете, благодаря чему у нас нашлись родственники, о которых мы долгое время ничего не знали. Они, узнав, что Юле помогала учитель истории Банникова Наталья Александровна, обратились к ней, а уже она связала их с нами. Оказалось, что они долгое время разыскивали родственников Ковалёва Владимира Гурьевича. Бабушка передала им некоторые подробности его смерти, а они нам выслали фотографии, на которых родной брат моей прабабушки такой молоденький, совсем мальчишка. Смотрю на эти фото и становится очень горько от того, что столько молодых жизней загубила война.

Над темой «Фронтовое письмо» ученики нашей школы работают с 1995 года. Выступали с докладами на районных и областных краеведческих конференциях, писали исторические сочинения и рефераты, лучшие из которых были опубликованы в «Вестнике района», а также вошли в Книгу Памяти «Чтобы помнили», выпущенную к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Часть таких писем мы передали в районный краеведческий музей.

3. Фронтовые письма – документы особые. 

Многие письма просты, безыскусны, почти в каждом из них присутствует одна фраза: «Жив, здоров, того и вам желаю». Для ожидающих вестей с фронта само письмо означало так много: жив! А когда приходила похоронка, письма становились священной реликвией семьи погибшего. Написанные многие наскоро, в промежутках между боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках фронтовых медсанбатов. Написаны они на почтовых бланках, на листках, вырванных из школьной тетрадки или блокнота, а то и просто на серой обёрточной бумаге. Поистёрся карандаш, повыцвели чернила… Пожелтелые, зачитанные, облитые слезами.… Надо видеть, как бережно они хранятся… Фронтовое письмо шло без марки, без конверта. Иногда фронтовой треугольник находил адресата спустя несколько месяцев после его отправления. Среди авторов писем люди самых разных возрастов и профессий, разного жизненного опыта. Война оторвала их от мирной жизни, от мирного труда и сделала солдатами. Многие из них только начинали свою жизнь, находясь в счастливой поре – поре юности, другие надели солдатские шинели, имея за плечами большой жизненный и трудовой путь и опыт. Но всех их объединяет одно: в письмах выражена горячая любовь к родному дому, к родным отцам и матерям, детям, жёнам, братьям и сёстрам. Находясь перед лицом смерти, воины старались ободрить тех, кто трудился в тылу, перенося все тяготы военного времени.

4. Каким мне представляется мой прадед, когда я читаю его письма.

Я снова обращаюсь к этой теме и прошу бабушку подробнее рассказать о письмах, что хранила её мать. Прабабушки уже нет в живых, но память, которую она трепетно берегла, как живая ниточка, связывает нас с военным временем. Это 25 писем и 4 открытки с фронта от Ковалёва Владимира Гурьевича. Письма написаны на обычных тетрадных листочках простым и химическим карандашом, чернилами разного цвета. Среди них есть солдатские треугольники, ромбики, а также есть послания, написанные на специальных почтовых бланках со стандартной надписью «Воинское (бесплатное)». Этот бланк складывался пополам, заклеивался в верхней части, приобретая форму конверта. Внутри было само письмо, а на лицевой стороне указывался адрес, имеются рисунки, плакаты, призывы, лозунги, приветствия: «Героическому тылу - фронтовой привет», «Смерть немецким захватчикам» и другие. На всех почтовых отправлениях штамп: "Просмотрено военной цензурой". 

Во время войны семья моей прабабушки, Ковалёвой Тамары Гурьевны, проживала в Ставрополе. Краеведы, которые до меня работали с этими письмами, сначала прочитали их, расположив в хронологическом порядке. Они попытались представить себе автора этих посланий. То есть, изучая информацию из частной переписки, старались «вжиться» в образ незнакомого человека, представить его облик, понять его мысли, чувства, переживания. А потом они подробнее расспросили родственников, чтобы проверить истинность своих предположений. Вот и я решила перечитать письма своего прадедушки, ведь он доводится моей бабушке родным дядей, а, значит, мне – прадедушкой, то есть для него я – правнучка. С волнением беру одно из писем. «...Я живу пока ничего. Тамара, письмо пишу прямо в окопе. Одним глазом наблюдаю за немцами, другим глазом смотрю на бумагу. Сейчас мы воюем на территории, где никогда не было русских, где не видели советской власти. Нас население встречает как освободителей от гитлеровской власти. Когда проходим по селам, то жители бросают цветы, ну об этом хватит»... А дальше он пишет: «Ты говоришь, что у вас сейчас во дворе яблоки хорошие. У нас здесь яблоки и груши тоже есть, так что фрукты тоже кушаем. Иной раз молока покушаешь, а потом яблок накушаешься, так что в кусты поглядываешь...». Тут я не могла сдержать улыбки, мой прадед Володя не лишён чувства юмора. Причем, обратите внимание, что письмо он пишет в окопе, одним глазом посматривая на немцев. Что это - отчаянная храбрость или привычка к военным условиям или то и другое вместе? Наверное, и то, и другое, но человек видится молодым, веселым и несколько озорным. И это на самом деле так: Владимиру Ковалеву в 1944 году было всего 21 год. Писал домой часто, и в каждом письме повторяется приветствие: «Шлю свой фронтовой привет и самые наилучшие пожелания в твоей жизни». И в каждом письме фраза: «Живу пока ничего (хорошо)». Настолько привык к фронтовым условиям, что они для него стали жизнью вполне обыкновенной, как будто, так и надо. Ни одной жалобы или проклятья, ни вздохов, ни огорчений. Наоборот, пишет так, что родные представляют себе только хорошее; зачем волноваться и беспокоиться, если Володя пишет такие светлые и бодрые письма. В самом раннем по дате отправления письме (июль 1944 г.) Владимир Ковалев отвечает на вопросы сестры о похоронках на него: « ... Под Киевом был, но ранили не там, а под Харьковом, но то все чепуха, уже давно зажило». За все время войны он сменил два танка, они были подбиты и сгорели - вот почему две похоронки. Экипажи оставались живы, бои продолжались в пехоте. А когда живые возвращались в свои танковые дивизии, недоразумения с похоронками выяснялись. Связь с Володей была потеряна на время оккупации фашистами Ставрополья, поэтому письма не доходили до своего адресата.

5. Какие чувства пробудило во мне чтение фронтовых писем.

В письме от 4 июля 1944 года Володя написал сестре слова полюбившейся песни «На позицию девушка провожала бойца»

Держу в руках это письмо и думаю о том, что к этому листочку прикасались руки Володи Ковалёва, он сворачивал этот треугольничек, подписывал «химическим» карандашом.… Этот треугольничек был в руках моей прабабушки, а теперь держу в своих руках я… Ощущаю связь поколений через фронтовое письмо… Он хотел жить и верил, что вернётся домой. Вот что он пишет 27 июля 1944 года: «Тамара, посылаю тебе три открытки и две такие вырезные картинки. И три фотографии, тоже интересные. Это будет на память от меня. Береги. Если приеду, да их не будет, смотри, тогда три дня разговаривать не буду…» Не пришёл.… Не приехал… Летом 1944 года были одержаны крупные победы Советской Армии на всех стратегических направлениях, Красная Армия изгнала врага с советской территории, и к осени 1944 года была восстановлена государственная граница СССР. Переписка возобновилась, фронтовой привет передаётся теперь с территории Польши. « 6 сентября 1944 год. ... Тамара, ты хочешь узнать, какие у нас идут кинофильмы. Тамара, ты пойми, что на фронте даже курить вечером нельзя, а ты про кино... Я уже про него забыл. У нас вчера смех маленький был. Фриц установил усилитель ночью и давай! Сначала агитировал, потом музыку передавал. Ну, конечно, его агитациям грош цена, ну а музыку послушали с удовольствием». И в этом письме, и во всех других посланиях Владимир передает приветы своим школьным друзьям, соседям, неоднократно спрашивает об успехах сестры и брата в школе, дает наставления, чтобы хорошо учились, интересуется старыми школьными учителями, много раз просит поблагодарить почтальона. Брат интересуется в письмах, какие книги читают Тамара и Костя, просит рассказывать о просмотренных кинофильмах. А еще высылает почти в каждом письме открытки и советует Тамаре собирать их в альбом и хранить, а потом после войны вместе смотреть и вспоминать. Мой прадедушка в письмах к сестре часто цитирует стихи, песни или даже целиком переписывает их и справляется, понравились они или нет. Приведу некоторые примеры. Вот цитата, используемая для описания боевых действий: «Приехали "катюши" и сыграли фрицу вальс смерти, как в песне: разлетались головы и туши, полегли туманы над рекой, это наша русская Катюша спела немчуре заупокой». Письмо это написано 24 сентября 1944 года, сложено ромбиком и красочно подписано синими и красными чернилами. Посмотрим на почтовый штемпель. Письмо из Польши до Ставрополя шло 12 - 15 дней. Очень тосковал по дому, поэтому сам писал почти каждый день, и просил Тамару отвечать почаще. В письмах за ноябрь 1944 года Владимир посылает уже не просто фронтовой привет, а гвардейский. «Учусь бить врага с наименьшими потерями». И мы понимаем, что в стратегии и тактике Советской Армии произошли изменения. Если в 1943 году победа доставалась "большой кровью", то к концу войны советское командование научилось беречь жизни солдат. В письмах Владимира присутствует идейная убежденность. Он интересуется, как родные отметили праздник Октябрьской революции, день Конституции, спрашивает, вступила ли Тамара в Комсомол. Из писем с фронта стало известно, что солдаты получают денежное вознаграждение, и Владимир отсылает домой переводы и даже посылки. Он интересно и подробно рассказывает, как они на фронте отмечают праздники, не так, как в 1942 и 1943 годах, а хорошо и весело. «...Скоро будем встречать Новый год, и я надеюсь встретить его в Германии, так как все наши солдаты горят одним желанием добраться до логова этого фашистского зверя, чтобы заплатить ему за наши сожженные села, за честь наших девушек, матерей и жен, за угнанных на фашистскую каторгу наших советских людей. Тамара, ты скоро из газет узнаешь, как мы будем громить этих варваров, посягнувших на честь нашей Родины». 2 марта 1945 года он сообщает: «Тамара, мы уже на немецкой земле воюем. Немцы сильно боятся нас, убегают, бросают дома. А которые не успели убежать, так как зайдешь к ним, так трусятся, чувствуют, что виноваты перед нами. В один дом зашли мы с ребятами и посуду нашу увидели, да много есть русского у них в квартирах: стулья, кушетки, диваны - все награбленное ... с разных стран. Грабили, а теперь бросают все, тикают..., но все равно от расплаты не уйдет (враг), догоним, за все заплатит сполна...». Последнее известие семья получила в июне 1945 года. Владимир Гурьевич Ковалев скончался от ран в медсанбате в Германии. Было ему 22 года...

6. Володя Ковалёв в памяти моей семьи.

Фронтовые письма прадедушки – это связь поколений. Читая фронтовые письма, я как бы открывала страницы истории Великой Отечественной войны. Я расспросила бабушку о Володе Ковалёве, и вот что она мне рассказала: «Это был прекрасной души человек, любящий, увлеченный, имел разносторонние интересы. Окончил школу с отличием, поступил в ФЗУ. Получив профессию литейщика, работал по распределению в городе Магнитогорске на сталелитейном заводе. А когда началась война, несмотря на бронь, добился отправки на фронт, но прежде ускоренным методом окончил танковое училище в городе Кушка. Воевал под командованием маршала Конева. Если бы не война, он стал бы, наверное, журналистом или учителем. Наизусть знал роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Письма его грамотные, почерк красивый. Его отец, Ковалёв Гурий Степанович, тоже погиб в боях за Одессу. А после войны, в 1953 году трагически погиб и младший брат, Костя, который стал военным лётчиком. Именно его сын, Ковалёв Владимир Константинович, проживающий в Архангельске, и разыскал нас, благодаря тому, что доклад Юлии Банниковой о фронтовых письмах был опубликован в Интернете. Прервалась фамилия Ковалевых, но "память сердца" жива в семейном архиве сестры Полянской Тамары Гурьевны, в девичестве Ковалёвой».
Бабушка обращалась в военный комиссариат Ставропольского края, чтобы узнать, где похоронен Ковалёв Владимир. Ей ответили, что в Книге памяти погибших и пропавших без вести ставропольцев в годы Великой Отечественной войны значится Ковалёв Владимир Гурьевич, рядовой, погиб 21.04.1945 года в Германии. Извещение о гибели было вручено 8.06.1945 года матери – Никитиной Зинаиде Владимировне. Военную службу проходил в составе 287 гвардейского полка 95 гвардейской стрелковой дивизии, умер от ран 20.04.1945 года в медсанбате № 355(104), похоронен в деревне Вальфурт, район Шпремберг, Германия. То же самое было написано в ответе на запрос бабушки в Центральный архив Министерства обороны РФ, только звание не рядовой, а гвардии сержант.

7. Какие выводы я сделала, работая над этой темой.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность изучения фронтовых писем. В них как будто оживает время, указанное на конверте. Как сказал поэт и критик Вяземский: « Письма - это самая жизнь, которую захватываешь по горячим следам». Таким образом, можно сделать выводы:
- одни и те же события могут иметь разные оценки, если их оценивают люди с разными идейными убеждениями;
- работа с письмами позволяет ощутить связь поколений, развивает умение встать на место других людей;
- люди военного времени осознают трудности как нечто неизбежное, живут и действуют достойно.
- Человек на войне смог сохранить в себе самые лучшие нравственные качества: доброту, порядочность, любовь к жизни и к людям.
В преддверии 70-летия Великой Победы я прикоснулась к этим реликвиям, и 9 Мая я возьму портрет моего прадедушки Ковалёва Владимира Гурьевича и встану в колонну «Бессмертный полк».


















Перейти в категорию: Школьники о войне

Похожие материалы:
Если вам понравился материал страницы -
поделитесь ссылкой со своими друзьями.
Категория: Школьники о войне | Добавил: Н_Банникова (22.10.2014) | Автор: Завьялова Дарья Владимировна E
Просмотров: 2528 | Теги: краеведение, фронтовые письма, проектная деятельность, к 70 летию Великой Победы | Рейтинг: 5.0/1