Главная » Каталог статей » Личная страница учителя » Страница Горловой М.А

Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии и биологии

Одним из самых популярных предметов, выбираемых учащимися для сдачи экзамена в форме ЕГЭ, является биология. Эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников. Наши учащиеся сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ) по биологии с 2002 года. От качества подготовки зависит возможность продолжения обучения в ВУЗе. С чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накоплен определённый опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, начинающим эту работу впервые. Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ЕГЭ по биологии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению. Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы.
 
Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов). Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы, которые выносятся на проверку основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые будут внесены в текущем учебном году. Необходимо осуществлять системный подход: развивать умения описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать.

Большое внимание при подготовке уч-ся следует уделять формированию умений работать с текстом, рисунками, схемами; необходимо научить уч-ся составлять схемы-опоры, логические цепочки. Это экономит время и позволяет выбрать правильный ответ. Важно научить уч-ся кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. При организации контроля необходимо использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ. при проверке и самопроверке фиксировать внимание на допущенных ошибках.

На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. КИМы интенсивно давать следует к концу учебного года, а вначале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему. Анализ результатов показывает, что блок "Многообразие организмов” требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу "Человек” допускаются ошибки в темах "Кровообращение”, "Органы чувств”, "Высшая нервная деятельность”. По блоку «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» уч-ся слабо владеют знаниями о движущих силах эволюции, видообразовании, формировании приспособлений. По блоку «Экосистемы и присущие им закономерности» слабые знания о саморегуляции, об ограничивающем факторе, о биосфере как открытой системе. Слабо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии, эволюции, экологии.

Успешная сдача ЕГЭ – совместная цель ученика и учителя, она зависит, в первую очередь, от положительной мотивации, от работоспособности ученика. Очень много зависит от самостоятельной подготовки дома, повышает эффективность работы возможность выхода в Интернет. В начале 11 класса заранее выявляем, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаем им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинаем с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Анализируем работы наших выпускников с целью выявления именно наших просчетов. Например, в 2010-2011 учебном году хорошо справились с самыми трудными вопросами части «С», это решение задач по молекулярной биологии и генетике, а вот в следующем 2011-2012 учебном году с этими заданиями не справился никто. В связи с этим хотелось бы получать полную информацию о выполнении работ, хотелось бы знать кто и как конкретно ответил на тот или иной вопрос. Затем необходимо повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.

При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий план самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
1.Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.

2. Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.

3.Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.

4. Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.

5. Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.

6. Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.

7. Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Качественную подготовку к сдаче ЕГЭ, дает профильное обучение, которое дает более глубокое изучение предмета, за счет увеличения часов и элективных курсов. Мы в сельской школе не работаем с репетиторами, не все имеют возможность посещать курсы в городе, поэтому успех наш зависит только от совместной работы учителя и ученика.

Трудно бывает ученикам, когда они едут сдавать экзамен в город: ранний подъем, длинная дорога, незнакомая обстановка. Теряется время на то, чтобы преодолеть волнение и настроиться на работу.

Похожие материалы:
Если вам понравился материал страницы -
поделитесь ссылкой со своими друзьями.
Категория: Страница Горловой М.А | Добавил: Степаныч (29.10.2013) | Автор: Горлова М.А
Просмотров: 2155 | Теги: химия, ЕГЭ, Биология, опыт подготовки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]