Главная » Каталог статей » Личная страница учителя » Страница Банниковой Н.А.
С юбилеем, Виктор Николаевич!
Cегодня, 21 июня 2020 года, Виктор Николаевич Борчанинов отмечает юбилей! Коллектив Сухменской школы поздравляет его с этой славной датой и желает здоровья, долголетия, благополучия, удачи! Хочется рассказать о бессменном на протяжении почти 35 лет директоре Сухменской средней школы.
Виктор Николаевич начал работать учителем физкультуры в 1969 году после окончания Курганского педагогического института. Выбор профессии был обусловлен примером любимого учителя физкультуры Кислянской средней школы Юргамышского района Малышева Владимира Григорьевича. Никогда не возникало сомнения в выборе профессии, в работу втянулся сразу, быстро, беспроблемно. Не было понятия о том, что зарплата маленькая, да и деньги в то время не имели большого значения: всё равно нечего было купить при всеобщем товарном дефиците. Зато не ощущалось дефицита в энергии, задоре, душевном настрое и бодром настроении – на работу летел, как на крыльях.
Директором Сухменской средней школы Половинского района был назначен в августе 1976 года. Школа в то время располагалась в старом здании, спортзал можно было назвать просто развалиной. И начал он именно с сооружения нового спортзала, одновременно добиваясь строительства новой типовой школы. В этом была острая необходимость. Учеников было более 500, занимались в две смены. Учителям приходилось находиться на работе с утра и до позднего вечера. Идею о строительстве новой школы поддержал директор овцесовхоза «Сухменский» Синило Владимир Александрович, оказывал всевозможную помощь. Виктор Николаевич вспоминает его добрым словом, отмечая, что в овцетресте тот пользовался заслуженным авторитетом. Поэтому не возникло никаких преград и препон ни в разработке проектно-сметной документации, ни в строительстве.
Все, кто приезжал в Сухмень, удивлялись столь быстрым и эффективным преобразованиям. Строительство новой школы только начиналось, вывели цоколь, а у Борчанинова новая идея – построить в подвальном помещении будущего здания тир. Строили своими силами: учителя, ученики, работники школы. Прорабы очень положительно оценили качество работы по сооружению тира. В 1983 году все работы по возведению здания новой школы были закончены, но акт о приёмке директор Сухменской школы не стал подписывать: не был готов варочный котёл в столовой, были недоделки в спортзале. Поэтому школа начала свою работу только в 1984 году. Ученики, конечно, были рады, а вот учителя не все, особенно старые педагоги, проработавшие в прежнем здании с момента его открытия в 1959 году.
Материальная база школы укреплялась, благодаря помощи совхоза «Сухменский» и личного участия Боброва Ивана Александровича. Виктор Николаевич с благодарностью вспоминает директора совхоза Синило В.А., который помогал в приобретении мебели, в ремонте старого спортзала. Получили новое оборудование для шестилеток, кабинет информатики. Проблемы в новом здании школы возникли с отоплением. Виктор Николаевич заявил в тресте ультиматум, чтобы заменили трубы отопительной системы, но в этом было отказано. Поэтому температурный режим в школе оставлял желать лучшего. Были недоделки и по окнам, но по настоянию директора школы оконные переплёты были укреплены. Кровля крыши тоже требовала усовершенствования, и Бобров И.А. нашёл добросовестных кровельщиков, и школьная крыша была надёжной очень долгое время.
Ещё одна гордость Сухменской школы – производственная бригада, и в этом была заслуга и директора школы, и учителей, и учащихся. Палаточный лагерь в бывшем совхозном саду, там же столовая. Обрабатывали несколько гектаров. Сажали картофель, кукурузу, свёклу. Были на хорошем счету не только в районе, но и в области.
Строительство - дело очень непростое! На пустыре выросло красивое здание. Нужно было благоустраивать территорию вокруг новой школы. Сколько же труда в это вложено!
В 1983 году, к моменту открытия школы, на пришкольном участке были высажены хрупкие саженцы различных кустарников и деревьев. И с каждым годом выпускники разных лет расширяли зелёную зону вокруг школы. И сейчас защищают школу от зимних ветров, а летом от жары тенистые клёны, развесистые берёзы, радует глаза цветение сирени и яблонь по весне. Сравниваешь фотографии 1980-х и современные, и даже не верится, что так было. Виктор Николаевич отмечает огромную заслугу в этом бывшего завхоза школы Руковичникова Дмитрия Ивановича, который был самым незаменимым помощником и организатором. И вообще, считает Виктор Николаевич, что ему в жизни везло на хороших людей, иначе бы сложно было состояться не только как директору школы, но просто как личности, как человеку.
Огромная работа была проведена по облагораживанию территории вокруг нового здания школы. На пустыре были разбиты аллеи, высажены сотни деревьев и кустарников, заложены цветники. Пришкольный участок приобрёл цивилизованный вид. Изгородь из штакетника заменили сеткой-рабицей. Когда зашёл разговор об установке нового обелиска, лучшего места, чем сквер возле новой школы, в селе не найти. Поэтому 9 Мая 1985 года состоялось открытие нового памятника павшим воинам, и многолюдный митинг был проведён возле новой школы.
Стиль руководства у Борчанинова В.Н., по словам заведующего РОНО Боброва Ивана Александровича, авторитарный. Эти слова он сказал, когда инициировал присвоение Борчанинову В.Н. звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1998 году. Он подчеркнул, что есть и сходство – почти ровесники, а вот стиль руководства разный. У Боброва – демократический, у Борчанинова – авторитарный, но антиподами их назвать нельзя. Виктор Николаевич говорит, что авторитарность была иногда просто необходима. Новые порядки, этика и эстетика во всём: от сменной обуви до внешнего вида.
Виктор Николаевич был активным в общественных делах села. Много лет он возглавлял административную комиссию при Сухменском сельском совете. Руководил районным методическим объединением учителей физкультуры.
Кроме руководства школой, решением многочисленных хозяйственных вопросов, Виктор Николаевич работал учителем физкультуры.
Став учителем, воспитал не одно поколение отличных спортсменов. Приезжая на встречу выпускников, просто заходя в школу, бывшие школьные чемпионы в первую очередь шли в кабинет Борчанинова В.Н.
Стояли перед стендом «Гордость школы», где размещены фотографии лучших спортсменов разных лет. Вспоминают, как проводил уроки Виктор Николаевич. Он не любил, когда опаздывают. Строгий учитель, требовательный к себе и к воспитанникам. Учил добиваться хороших результатов и гордился достижениями своих учеников. Упорно и настойчиво тренировал на спортивных секциях после уроков, радовался, когда ребята делали всё точно и грамотно. Он всегда умел поддержать морально. Сколько огня и страсти можно было увидеть на лицах учащихся во время проведения соревнований! Виктор Николаевич огорчался, когда победа на районных соревнованиях не доставалась команде Сухменской школы. Вместе со своими питомцами анализировал просчёты и ошибки, убеждал, что важно изучать уровень мастерства соперников, их излюбленные приёмы, пределы психологических возможностей. Он внушал ученикам, что спорт – это не борьба честолюбия, а способ миропонимания, особенный взгляд на трудности, воспитание уверенности в том, что все эти трудности преодолимы. Секрет успеха Борчанинова В.Н. объясняет высказывание Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Как директор школы, он считал, что главным в работе педагогического коллектива было то, чтобы каждого ученика окружала благоприятная обстановка, чтобы каждому было комфортно. Приезжающие в школу гости чувствовали положительную энергетику, существующую в Сухменской школе повсюду: в коридорах, в классах, в спортивном зале, в кабинете директора. Неоднократно школа проводила семинары-практикумы для учителей района по программе «За здоровый образ жизни». Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня стала нормой для Сухменской школе. Работу эту Борчанинов В.Н. проводил систематически. Для него важным было то, чтобы каждый ребенок, каждый родитель понял значимость занятий физкультурой и спортом. Физкультурно-оздоровительная работа должна быть процессом увлекательным, и поэтому важно обновление содержания часов здоровья.
Виктор Николаевич считает, что ему везло в жизни на хороших людей.
Он благодарен бывшему заведующему РОНО Боброву Ивану Александровичу, который всегда оперативно помогал, давал возможность действовать самостоятельно, не сковывал инициативы. Такие же тёплые слова благодарности он говорит в адрес всех глав Администрации района, особенно отмечая Букуева С.С., Петухова В.М., Кудрявцева В.Ю., Ермолаева Ю.Н. Без их поддержки было бы очень сложно. Трудно было бы, если бы не было помощи со стороны работников Отдела образования. Особенно благодарен Ермолаеву Ю.Н., Моржухиной Е.А., Обуховой Л.В. и всем остальным инспекторам и методистам.
Виктор Николаевич просил не писать о нём лично, а передать его слова благодарности всем людям, с которыми он работал. Как руководитель районного методического объединения учителей физкультуры (в этой должности он проработал 30 лет!!!) он от всей души благодарит своих коллег-физкультурников. Это инициативные, энергичные люди, очень ответственные, всегда готовые к взаимопомощи. Особенно отметил Никитина И.А., Сафронова А.И., Кулик Т.В. и многих других.
Особые слова благодарности коллективу Сухменской средней школы: и учителям, и техперсоналу, и учащимся, то есть всем, с кем работал, кого учил… Бывшие его коллеги, ныне пенсионеры, отмечают его личный огромный вклад и заслугу в том, что школа стала на хорошем счету в районе, что эстетика в школе и благоустройство территории – во многом результат педантичной требовательности директора школы, его личный пример. Ведь на всех субботниках он работал вместе с учениками, не стеснялся взять лопату или метлу. Вникал буквально в каждый мелкий вопрос, касающийся не только учебной деятельности школы, внеклассной работы, но даже, например, как лучше сделать планировку клумб в цветнике, чтобы было эстетично. Это объясняется не просто тем, что Виктор Николаевич закончил курс эстетики и психологии в университете марксизма-ленинизма, но и личными вкусами, стремлением к прекрасному. Он говорит, что порядок, чистоту, уют в школе нетрудно было поддерживать, так как все были заинтересованы в этом вопросе: и педколлектив, и уборщицы, и ученики, и родители учащихся.
О коллегах по школе у Виктора Николаевича самые положительные отзывы. Коллектив сильный, каждый из учителей – мастер своего дела, ответственные, старательные, отзывчивые люди. Отметил и стажистов, и молодых учителей. Опыт и мастерство Фроловой Т.А, Медведевой Л.П., Горловой М.А, Боблевой Т.И., Изотовой Н.В. Творческий подход к делу и проницательность Банниковой Н.А., Домрачевой И.Л. Самоотдачу и ответственность Корниловой А.В., Пшеничниковой О.В., Комоловой А.А. Старательность, исполнительность Картавых С.В., Шихалевой Н.В. Незаменимые знания и опыт супругов Евстафьевых Ю.С и Е.И. Все стараются сделать свою работу по высшему уровню, будь то уроки, внеклассные мероприятия или оформление кабинетов. Не всегда, возможно, нравилась кому-то излишняя требовательность директора, но приходили к взаимопониманию. Умел убеждать сделать в нужную минуту правильный выбор или принять определённое решение. Так, например, автор этих строк (Банникова Н.А.) только благодаря настойчивости и поддержке Борчанинова В.Н. насмелилась принять участие в общероссийском конкурсе педагогического мастерства и получила Президентскую премию в 2006 году. Он отмечает труд всего техперсонала, уборщиц, поваров, которые безотказно выполняли все его поручения. На вопрос, не жаль ли оставлять школу, работу, Виктор Николаевич ответил, что немного грустно, но школу оставляет с чувством выполненного долга. Надеется, что молодые преемники продолжат и приумножат его старания на благо школы.
Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещения, учитель высшей категории, Борчанинов Виктор Николаевич подготовил немало замечательных спортсменов, приносивших славу Сухменской школе своими победами на районных и областных соревнованиях и олимпиадах. Многие выпускники пишут ему письма, говорят слова благодарности при встрече. Для учащихся школы его уроки самые любимые, готовы заниматься физкультурой хоть целый день. На каждой перемене бегут в спортзал поиграть в баскетбол, а в рекреациях – в теннис. Когда на школьной линейке объявляется о спортивных соревнованиях на стадионе, ребятишки встречают это с энтузиазмом. Иногда удивляешься, как Виктору Николаевичу так легко удаётся оставаться влюблённым в своё дело, сохранять спортивную выправку. А он отвечает, что и у него есть проблемы со здоровьем, но сила воли заставляет всегда быть в тонусе, чтобы показывать на уроках и соревнованиях своим ученикам личный пример бодрости, оптимизма и здорового образа жизни.
И самым большим и верным помощником для него всегда была жена, Любовь Ивановна Борчанинова, с которой они воспитали хороших детей.
Их семейный педагогический стаж составляет 84 года. Без неё, считает Виктор Николаевич, он бы не состоялся. Она стержень в его жизни. Требовательная, ответственная, принципиальная, она всегда за справедливость. Если чувствует, что в отношениях с коллективом где-то перегнул палку, она всегда ставила супруга на место, как выразился он.

Хочется пожелать Виктору Николаевичу и Любови Ивановне здоровья, благополучия и удачи и сказать спасибо за труд, за годы, отданные Сухменской школе и селу Сухмень. Традиции, заложенные Борчаниновым В.Н., в нашей школе не только сохранены, но находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

Банникова Н.А., учитель Сухменской средней школы, пенсионерка


Перейти в категорию: Страница Банниковой Н.А.

Если вам понравился материал страницы -
поделитесь ссылкой со своими друзьями.
Категория: Страница Банниковой Н.А. | Добавил: Н_Банникова (21.06.2020)
Просмотров: 192 | Теги: юбилей, директор | Рейтинг: 5.0/1