Главная » Каталог статей » Личная страница учителя » Страница Банниковой Н.А.

НАЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ – ПОМОЧЬ РОДИТЬСЯ МЫСЛИ УЧЕНИКА (Сократ)

Не прыгнув в воду, плавать не научишься.
(Пословица)

Можно подвести лошадь к водопою, но нельзя
заставить ее напиться.
(Пословица)

Начну с анализа эпиграфов. Смысл первого вижу в актуальности формирования общеучебных умений и навыков учащихся. В этой пословице есть ответ на вопрос, как это сделать. Только в деятельности, активной, поисковой, требующей усилий и желания научиться… «плавать», иначе утонешь. Так и в учении, познании надо окунуться в океан методов и приемов, требований и правил, чтобы не остаться « на мели», не идти по пути проб и ошибок, а учиться решать жизненные проблемы уже сейчас, на уроке. Поиск правильного ответа в учебной задаче приучает мыслить критически, искать выход из затруднительного положения. А ведь это пригодится и в жизни, в которой не у каждого путь устлан соломкой ( чтобы не больно было падать ) или розами ( слава, успех, карьера ).
Это относится не только к детям. Учиться никому никогда не поздно и не вредно. Наоборот, окунувшись в изучение методики новейших технологий, ты, учитель с огромным стажем, понимаешь: как мало ты знаешь, как много теряешь, не имея того инструментария, которым вооружает тебя современная дидактика.


Нельзя сказать, что не было раньше передового опыта. Амонашвили, Шаталов, Волков, Давыдов. Эльконин, Занков… Эти имена звучали, и опыт их изучался. Но, видимо, несколько пассивными, традиционными способами учились мы использовать передовой опыт, поэтому репродуктивный тип мышления несколько затянулся.
Можно подвести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее напиться. Эта пословица выражает главное – идею мотивации в учении. Новая образовательная парадигма, новые интерактивные и интраактивные методы, применяемые для повышения квалификации и профессионального образования, разбудили жажду, захотелось , прежде всего, самой «напиться». Побывав на курсах в нашем Курганском ИПК и ПРО, получаешь заряд бодрости, энергии, чувствуешь себя вооруженным нужным «инструментарием» для выполнения своей миссии. Научи учиться, подведи к « водопою», но силой не заставляй, разбуди интерес к предмету, сделай трудное доступным и понятным, создай возможность почувствовать себя Личностью каждому ученику, личностью ответственной и целеустремленной, готовой к самостоятельному поиску решения, к самостоятельной познавательной деятельности.
Но прежде сам будь Личностью, гуманной, терпеливой, мыслящей, неравнодушной. Требуй от себя всегда больше, чем от других. Учиться – интересно! Многие приходят к этой мысли, когда время, увы, потеряно. Надо учиться ценить время. При этом выбрать оптимальный вариант, чтобы не перегрузить учащихся и в то же время достичь желаемых результатов.
Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Так, в работе Селевко К.С. описано свыше пятидесяти, М.В. Кларин предлагает описание не менее двадцати современных технологий. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от компетентности. Компетентностный подход в обучении и воспитании предполагает и позволяет вооружить выпускника компетенциями, то есть тем, что он может делать самостоятельно, как выбирает способ деятельности, какими способами овладел, к чему он готов.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость мышления + критичность мышления.
Сравнивая различные современные методы, приемы, инновации, убеждаешься, что в основе всех этих новейших технологий лежит задача развития критического мышления. Рассмотрим пирамиду эффективности учебного процесса и увидим, что главными направлениями являются развитие критического мышления и самостоятельности школьников.
ФОПД % усвоения
Читает 10%
Читает и рассматривает иллюстрации 30%
Читает, рассматривает, сопоставляет с увиденным 40%
то же + обсуждает 60%
то же + исследует 85%
то же + учит других 95 %
Как видим, самым важным, исходным звеном является умение читать. Задумаемся, как умеют читать наши ученики, Чтение по слогам не позволит быстро и результативно усвоить систему знаний. Очень важно научить бегло читать. Беглость чтения у многих старшеклассников желает оставлять лучшего, неумение бегло читать не позволяет подняться выше репродуктивного уровня. А это может стать помехой и в личностном росте. Беглое чтение и письмо – это базовые компетенции, без которых невозможно сформировать все остальные общеучебные умения и навыки.
Существует интересный проект «Развитие критического мышления посредством чтения и письма». Разрабатывался этот проект в пяти российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Теоретической базой для использования этой технологии может стать работа И.В.Муштавинской, И.О.Загашева, С.И.Заир-Бека «Учим детей мыслить критически». Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003 год.
Реализация данного проекта направлена на то, чтобы все ученики стали лучше думать. Словосочетание «критическое мышление» в русском языке подразумевает некоторую сосредоточенность на недостатках. Одним из недостатков учебной деятельности школьников является низкая мотивация, нежелание и неумение самостоятельно думать, поэтому своей первостепенной задачей считаю выработку умения размышлять над тем, каким путем человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем. Что эти знания можно записать или запомнить, Научить учащихся задаваться вопросами: «Что я уже знаю? Что мне неизвестно? Как узнать это неизвестное? Подтверждаются ли мои выводы фактами? Как я могу использовать эту информацию?»
Обучая школьников думать подобным образом, тем самым поощряешь их, побуждаешь к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.
Критическое мышление – активный процесс познания и достижения истинных знаний. Ученик должен понять, что, прежде чем принимать то или иное решение, необходимо подумать, взвесить все «за» и «против», предвидеть его последствия. Важно рассмотреть проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения.
Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше .На уроках истории и обществознания развитие критического мышления является одной из ведущих целей.
Мало знать исторические факты, важно уметь оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения, оценивание.
Процесс развития критического мышления на уроках истории немыслим без самостоятельной исследовательской работы с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.
Можно использовать различные методы развития критического мышления, важно учитывать принципы личностно-ориентированного подхода, который предполагает возможность раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Наиболее успешно это можно реализовать при организации работы в малых группах при подготовке к дискуссиям, разработке проектов, решении проблемных заданий. На своих уроках я систематически использую групповую работу. В прилагаемых разработках уроков подробно описана организация групповой познавательной деятельности и ее содержание.
Работа в малых группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов. Это важно и для развития толерантности.
Противоречия должны рождать умение думать, делать выводы и применять их к современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно ее анализировать.
Выводы, к которым приходят разные ученики, могут и не быть одинаковыми. Но важно, чтобы ученики научились задумываться, размышлять над событиями, не принимать все «с ходу». Не обязательно, чтобы все пришли к одному мнению и заучили новый вывод. Важно, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован.
Этот осмысленный подход в обучении важен для жизни в современном мире. Во-первых, мы имеем сейчас доступ к большому количеству информации, в особенности, с помощью компьютерной технологии. Но нам важно действовать в верном направлении, нужно научиться ставить под сомнение поступающие сведения.
Пока мы не имеем достаточный объем знаний об источнике информации, нам нужно скептически относиться к нему. Также в решении проблемных заданий по выбору альтернативных оценок. Прежде чем определять и аргументировать свой выбор ( например, «Октябрь 1917 года: переворот или революция?» ), ученик должен изучить фактический материал, проследить ход событий от Февраля к Октябрю, сравнить оценки современников, учитывая их идейную убежденность и т.д. Только так он может обосновать свою позицию.
Во-вторых, мир, в котором мы живем, так быстро меняется, что дети должны учиться решать те проблемы, с которыми мы сами еще не сталкивались. Общество, в котором они живут, очень отличается от общества, в котором выросли мы. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. В этом заключается одно из главных затруднений. Дети, которые пришли в первый класс в 2005 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким станет мир к тому времени, трудно представить не только учителям, но и футурологам. В этих условиях учитель истории и обществознания должен сформировать у учащихся нравственные ориентиры, наряду с мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Весь мир – это большое сообщество людей. То, что происходит в одном конце Земли, влияет на жизнь в другом. Проблемы окружающей среды не соблюдают границ. Политическая напряженность охватывает весь земной шар. Нашим детям придется мыслить не шаблонно, а творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения. Общение и критическое мышление существенны для выживания каждого из нас. Люди, которых в детстве учили решать проблемы, впоследствии бывают способны решать значительно больший круг задач, чем те, кого этому не учили.
Привлечение опыта живых участников недавних событий истории, семейных коллекций, архивов, самых разных по уровню и значимости музейных экспозиций позволяет формировать яркий, запоминающийся образ прошлого, развивать навыки диалогового общения.
Приведу пример с урока истории в 9 классе на тему: «Политическая система в СССР в 30-е годы. Формирование культа личности Сталина».
После этапа работы над понятиями «политическая система», «тоталитарный режим», «культ личности» спрашиваю: «Почему основная масса людей верила в справедливость насаждаемой идеологии? Кто и что формировало тоталитаризм?» Зачитываю фрагмент письма, датированного 9 марта 1953 года. Заранее не объявляю, из какого источника привожу цитаты, даю задание определить жанр прослушанного фрагмента, возможное место и время, причину, уровень искренности и эмоциональности.
« Нет слов выразить горе, нет слов описать чувства, которые испытываем мы, советские люди. Сегодня мы провожали в последний путь нашего дорогого вождя, друга и учителя, Иосифа Виссарионовича Сталина. Как тяжела эта утрата, нет ей меры, нет ей границ. Как мы были спокойны под его мудрым руководством… Пусть лютый враг не думает, что народ, потерявший своего вождя, легко победить, нет, мы сильны и тверды…».
Ученики решили, что это речь на митинге или фрагмент статьи-некролога в газете. Затруднились в определении искренности автора, но отметили, что автор человек высокой идейной убежденности. После этого зачитываю последние строки письма: « Вчера, дочечка, было 8 Марта… Томуся, вчера получила письмо от Костюши, как мне было радостно иметь весточку в такие тяжелые дни… Я прошу тебя приехать к его отпуску. Как моя дорогая внучечка, расцелуйте ее за меня…».
Класс удивлен. Оказывается, это не выступление на митинге и не статья-некролог, а письмо к дочери, и автор вполне искренен и в своих убеждениях, и в своих чувствах. Возникает интерес к автору письма, намечается план занятия кружка, на котором мы будем слушать «дорогую внучечку», сохранившую письма своей бабушки. На уроке анализируем факторы возвеличивания Сталина, приходим к выводу о типах мышления, догматическом и гибком, творческом.
Описанный фрагмент урока иллюстрирует один из приемов, с помощью которого пробуждается критическое мышление учащихся. Это стадия «вызова», когда уместно ставить проблемные вопросы или задания типа исходного противоречия. Размышляя о причинах и условиях, формировавших догматическое мышление, учащиеся приобретают умение решать проблемные задания, более творчески читают учебную информацию в учебнике, учатся сопоставлять информацию разных источников.
Чтобы творческий потенциал был реализован максимально полно, мы углубляемся в проблему на внеклассных занятиях. Работа ведется индивидуально. Ставится задача исследования писем как исторического источника с целью представить образ эпохи и человека. С темой « Фронтовое письмо» мы работаем с 1995 года. Недавно нам передали еще 24 письма с фронта. В результате исследования получился интересный доклад, отмеченный Почетной грамотой на районной краеведческой конференции «Отечество».
Таким образом, на стадии «вызова» был разбужен интерес к проблеме, а затем ученики вместе с учителем проходят стадию реализации замысла, осмысления материала во время работы над ним. Завершающая стадия – рефлексия – обобщение материала, подведение итогов. Такова структура технологии развития критического мышления.
Данная технология позволяет учителю решить, как пробуждать интерес, как работать с материалом, как обобщать материал.
Технология развития критического мышления позволяет учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить по-настоящему. Основное условие – удовольствие – которое получают и ученики, и учитель от учебного процесса.
Остановлюсь на приемах, которые показали в моей практике результативность.
Метод активного чтения ( чтение INSERT )
Во время чтения ученики ставят карандашом пометки на полях учебника справа: знал –V, хочу узнать больше – (?), не понял – (-), это для меня новое- (+). Затем составляется таблица
v ? - +
Заполняя таблицу, ученики пишут мини-конспект. Затем читаем, анализируем, обобщаем.
При такой форме обобщения ничто не теряется. То, что не заметил один, назовет другой. Условные значки помогают читать более внимательно, помогли запомнить материал и пробудили дальнейший интерес к теме. Графа ( ? ) – хочу узнать больше – перспектива для самостоятельной работы, самообразования.
Второй прием активного чтения и более эффективного запоминания понятий – рисование «гроздьев» (кластеров, «паучков» ).
Хорошо работают приемы «Мудрые совы», «Толстые и тонкие вопросы», составление сюжетных таблиц «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Читая, ученик создает «скелет» текста. Опираясь на него, он легко воссоздает сюжет и содержание, учится формулировать простые (тонкие) вопросы и многофункциональные вопросы ( толстые ).
Опишу прием « Мудрые совы».
  1. Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.
  2. Чего не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.
  3. Ты уже знаешь последние новости?
  4. Главная жизненная мудрость. Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.
  5. Известное и неизвестное. Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.
  6. Иллюстративное изображение. Рисуем схемы, кластеры (гроздья). Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой, кластером.
  7. Поучительный вывод. Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.
  8. Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны дискуссии, обсуждения.
Хорошо работает прием составления сводных сравнительных таблиц. Учебники истории под редакцией Левандовского, Юдовской, Ляшенко имеют в методическом аппарате такие задания – таблицы, где линии сравнения заданы авторами учебников. Но можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать линии сравнения, такие задания есть в учебниках истории под редакцией Данилова.
Прием аналитического чтения и обучающего письма – «бортовые журналы». Встретив в тексте ключевые слова, моменты, учащиеся заносят их в свой «бортовой журнал». Во время пауз и «остановок» учащиеся заполняют нужные графы, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно – ориентированного подхода. Организуя аналитическое чтение, учитываю разный уровень способностей и возможностей учащихся. Одни читают бегло, осознанно, на полях появляется много значков, Другие дети с трудом постигают смысл прочитанного. Из–за низкой техники чтения значки ставятся зачастую формально. Поэтому, обучая детей, надо ставить реальные цели для каждого уровня.
Пока более «продвинутые» учащиеся, работая в парах, составляют таблицу или пишут развернутый план текста, провожу индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися: пошаговое чтение и выделение ключевых слов. Им дается задание написать простой план. Критерии оценивания ученики знают, им предоставляется возможность выбрать уровень по силам. «3» - простой план, «4» - сложный план, «5» - тезисный план.
Просматривая и анализируя знаковую систему на полях, нарисованную во время чтения, намечаю группы по уровню сложности, интересам. Например, на уроке в 6 классе по теме: «Формирование государства у восточных славян» были предложены индивидуально – групповые задания:
1 группа: начертить гроздья понятия «государство».
2 группа начертить логическую схему: «Предпосылки и причины образования государства».
3 группа: логическая схема «Власть и управление в Древней Руси».
4 группа : воображаемое путешествие по карте «купцов Древней Руси». В свой «бортовой журнал» занести сведения о «пути из варяг в греки», о трудностях и проблемах, встретившихся на пути. Чем город отличается от простого поселения? В каких городах побывали? Какие товары продавали, какие – приобретали, за деньги или в обмен? Какие были в то время деньги? «Бортовой журнал» содержит контурную карту, на которой «купцы» должны зафиксировать условными обозначениями свое путешествие.
Обсуждая информацию каждой группы, закрепляем материал, обобщаем, делаем выводы о роли городов в формировании государства, о значении торговли, об особенностях государственного управления.
Группа учеников, у которых в знаковой системе много пометок «хочу узнать больше ( ? )», получают индивидуальные задание: подготовить к следующему уроку сообщения о первых русских князьях, пользуясь учебником и дополнительной литературой. Для шестиклассников полезной и посильной является книга «Занимательные истории из русской истории», автор Б. Яковер. Отслеживая ключевые события в деятельности князей, составляя «Дневник знаменательных событий в жизни князя», мы продолжаем работать над понятием «государство» ( внутренняя и внешняя политика, развитие законодательства, особенности политики каждого князя, что общего в политике, в чем разница, цели и задачи раннефеодального государства, роль и значение принятия христианства, роль варягов в формировании государственности ). Уместно вспомнить, о ком, когда и кто говорил: « Боже, избавь нас от норманнов !» Группа лингвистов получает задание выяснить: норманны и варяги – название одного и того же племени или это разные племена, почему на Руси норманнов называли «варяги». Какова роль норманнов в становлении государства на Руси. Это углубленное задание.
В старших классах по данной проблеме проводим дискуссию между сторонниками норманнской и антинорманнской теории. Работа над понятием «государство» усложняется. Ученики старших классов должны мыслить не только на уровне интереса и любопытства, надо уметь анализировать и обобщать. Работаем с таблицей «Три формы власти в Древней Руси: племя, союз племен, государство» (А.Головатенко «Начальная история Руси», Москва, «Школа – Пресс», 1999 год, стр.34).
Для старшеклассников полезна сравнительная таблица «Три модели возникновения государства», предложенная Л.С.Бахмутовой (журнал «История и обществознание в школе», № «, 2002 год, стр. 24.)
Технология развития критического мышления помогает организовать более эффективное усвоение понятий (выделение ключевых слов, построение логических схем - кластеров, пошаговое запоминание).
Часто использую прием «мозговой атаки» для решения проблемных заданий или разработке проекта по какой – то теме. Подробно методика «мозгового штурма» описана в работах преподавателей Курганского ИПК и ПРО.
Хочется сказать о проблемах, трудностях, противоречиях.
  1. Применяя методику технологии развития критического мышления, необходимо учитывать интеллектуальные и психические особенности учащихся. Готовить разноуровневые задания, давая возможность учащимся выбрать задание по своим силам, обеспечить развитие учащегося, его стремление подняться на более высокий уровень. Подготовка к урокам с применением разноуровневых заданий очень трудоемкая, требует много сил и времени для отбора заданий и их тиражирования.
  2. Важно не упустить сензитивный период для развития навыков беглого чтения. Поддерживать преемственные связи с учителями начальных классов, развивать «скоростное чтение». В старших классах обучать скоростному чтению сложно в силу психических особенностей старшеклассника. Старшеклассник, читающий по слогам, не усваивает школьную программу, возникают проблемы и в личностном росте.
  3. Важно оптимально сочетать приемы и формы организации деятельности, используя другие новейшие технологии. Не стоит полностью отказываться от традиционной методики.
  4. Если работать только в режиме только проблемного подхода, рискуешь не успеть выполнить программу.
  5. Учебники по объему и количеству параграфов не соответствуют объему учебного времени, отводимого на изучение курсов истории. Это приводит к беглому прохождению программы, поверхностному изучению, не хватает времени на закрепление, обобщение, контроль.
  6. Перегруженность учебников второстепенным материалом, преобладание репродуктивных заданий. Требуется новый разработанный методический аппарат с разнотипными, разноуровневыми заданиями.
  7. Проблема соотношения курсов истории для основной и старшей ступени Учебники старшей ступени дублируют содержание учебников для основной школы. В силу незначительного временного разрыва у одиннадцатиклассников возникают ощущение буквального повторения уже известной информации, а иллюзия знания снижает интерес к курсу.
Таким образом, цель технологии развития критического мышления – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение логически мыслить, принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений ). Достичь этой цели можно с помощью правильно подобранных приемов и методов, тщательной подготовки к каждому уроку, межпредметных и надпредметных знаний. А главное – уважать Личность ученика.
В разработках уроков, прилагаемых к данному докладу, я применяла приемы и методы различных технологий, но в основном стараюсь следовать трем стадиям методики развития критического мышления: вызов, реализация смысла, рефлексия, и прохожу все эти этапы совместно со школьниками.
Применение новейших методик позволило повысить интерес учащихся к предмету, подтверждается объективность оценок знаний учащихся в результате контрольных срезов, выпускных и вступительных экзаменов по истории и обществознанию.
И в заключение лирическое отступление:
Спит вся семья,
Не сплю только я.
Все листаю журналов страницы
И заметки пишу на полях.
Как воспитать умных ребят,
Чтобы поняли все с полуслова,
Интеллектом светился бы взгляд!
Как пробудить в них интерес?
Чтобы книги читали запоем,
Не пленил бы компьютерный « бес»?
Припев:
С технологией новой знаком,
И проекты умею писать,
Но все снова и снова,
Как студентка педвуза,
Я учусь план писать,
Чтобы детям понять,
Что хочу я услышать,
Что хочу им сказать…

И я часто им говорю: «Мозг – лишь инструмент мышления, а работает этим инструментом Личность».



Похожие материалы:
Если вам понравился материал страницы -
поделитесь ссылкой со своими друзьями.
Категория: Страница Банниковой Н.А. | Добавил: Н_Банникова (29.01.2011) | Автор: Банникова Наталья Александровна E
Просмотров: 2062 | Комментарии: 5 | Теги: семинар | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 5
0
4 White  
Сразу на статью не обратила внимание... Сходила на курсы по новым ФГОС и поняла - вот оно "комплексный подход" при подготовке заданий, только под другим названием wink (это я к тому, что все новое...). Описанные методы и приемы актуальны во всех предметных областях. Спасибо за волшебную палочку! Главное помнить, что одна неудача - это еще не провал. Детей можно научить познавать, но для этого нужно терпение - его-то не всем нам хватает, особенно некоторым.... wink

0
5 Н_Банникова  
Спасибо за комментарий. Я уже не работаю. Отдыхаю.

0
3 Н_Банникова  
Подпишусь на комментарии. biggrin

0
1 Степаныч  
Наталья Александровна, МОЛОДЦОМ!!!

0
2 Н_Банникова  
Благодарю Вас! biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]